И на какую роль в Национальной транспортной стратегии претендуют главные воздушные ворота страны
Международный аэропорт Борисполь 8 декабря обслужил десятимиллионного пассажира – это наилучший результат воздушных ворот столицы за все время их работы. До конца года на предприятии рассчитывают выйти на 10,3-10,4 млн пассажиров, что почти на 15% превысит показатели прошлого года. Такую динамику на предприятии во многом объясняют развитием хабовой модели, которую официально утвердило правительство в 2015 году. Но для того чтобы аэропорт и дальше мог наращивать объемы пассажиропотока, привлекать авиакомпании и конкурировать на международном рынке, одной концепции хабовой модели недостаточно – она, как минимум, должна опираться на государственную авиационную стратегию. Почему это важно, Mind рассказал Павел Рябикин, генеральный директор МА Борисполь.
Согласно данным Третьего ежегодного симпозиума WorldBank и ACIWorld, авиационная отрасль обеспечивает 63 млн рабочих мест и прибавляет около $2,7 трлн к мировому ВВП. Темп глобального роста пассажиропотока составляет 5,5%.
Что хотят знать инвесторы? Стремительное развитие авиаперевозок ставит соответствующие задачи – аэропорт Борисполь должен инвестировать в собственное развитие огромные суммы денег. А ведь привлечение инвестиционных средств в долгоокупаемые авиационные инфраструктурные проекты – непростая задача в регионе с нестабильной экономической ситуацией.
Кроме того, аэропорт Борисполь не может быть отдельным субъектом как транспортного рынка Украины, так и мирового рынка транспорта. Для опытных инвесторов, коими, без сомнения, являются авиакомпании, необходимым условием работы на украинском рынке является стратегия защиты инвестиций.
Проще говоря, авиакомпании хотят точно понимать конкретные вещи:
- какое количество пассажиров, в каких направлениях и с какой частотой они смогут перевозить;
- когда начнется конкуренция между разными видами транспорта с точки зрения борьбы за пассажира – перетекание пассажира с эконом-класса железнодорожного на авиационный транспорт;
- когда эти виды транспорта будут друг друга дополнять, а когда – конкурировать.
К примеру, сегодня железнодорожный транспорт является дотационным, а, следовательно, не может считаться конкурентом для авиационной отрасли. Разница в стоимости перевозки составляет порядка десятков раз.
Другой пример, если Борисполь – хаб, то он должен быть мультимодальным хабом. Просто авиационным хабом сегодня быть недостаточно. Аэропорту крайне не хватает альтернативных видов транспорта. Вырастая до 10 млн пассажиров в текущем году, уже в 2018-м он будет иметь порядка 12-13 млн и просто остановит бориспольское шоссе в обе стороны.
Зачем создавать национальную транспортную стратегию? На все эти вопросы должна ответить долгожданная авиационная стратегия, концепцию которой недавно презентовали в Мининфраструктуры. Стоит отметить, что активизация государства в части формирования и определения долгосрочных перспектив в сфере транспорта и авиации в частности – это позитивный сигнал для конкурентного развития авиационной отрасли.
Очевидно, что авиационная стратегия обязательно должна стать частью национальной транспортной стратегии. В ее основу необходимо положить качественную исследовательскую работу по формированию экономических моделей и определению долгосрочных перспектив всех видов транспорта в Украине, ведь аэропорт собирается строить свои долгосрочные показатели не в абстрактном государстве и абстрактной инфраструктурной системе, а в весьма конкретной.
В следующем году, к примеру, планируется защитить перед Кабинетом министров Украины стратегический план развития предприятия и территории, который рассчитан на постепенное наращивание инфраструктуры аэропорта при росте авиаперевозок в Борисполе вплоть до 50 млн пассажиров в год. И без сомнения, важно понимать, какие региональные аэропорты найдут свое место в транспортной экосистеме Украины, и учитывать эти показатели в плановых документах Борисполя.
Что планирует Борисполь на 2018-й? Тем не менее, руководство аэропорта с оптимизмом смотрит в наступающий год. В Борисполе в 2018 году планируется завершить строительство паркинга перед терминалом D, а также новых выходов на посадку, существенно расширится трансферная зона.
В новом году начнется реализация нескольких проектов – расширение перрона и галереи терминала D. Таким образом, наступающий год действительно станет годом серьезных стратегическихизменений как в авиации, так и в других сферах транспорта.